ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ ТПА «ГНОМ»

Аксенов М.Б. (И-П), Елкин А.В., Розман Б.Я., Шерстов Е.А. (ИОРАН)

 

Общество с ограниченной ответственностью «Индэл-Партнер»

117997, Москва, Нахимовский пр.-т, 36

Тел.:499 129-20-45; Факс: 499 129-20-45; E-mail: info@gnom-rov.ru

 

Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН

117997, Москва, Нахимовский пр.-т, 36

Тел.:499 129-20-45; Факс: 499 129-20-45; E-mail: info@gnom-rov.ru

 

 

This year there were offshore underwater surveys of sunken wrecks in Azov sea and Black sea in shallow water (up to 50m depth). It was used side scan sonar and miniROV SuperGNOM (cable length 150m, max depth 150m)  produced by Russian company Indel-Partner LTD. These works have been done from hydrographic vessel «Deneb». There were researched 15 offshore areas, discovered 8 objects, 5 objects are indentified as wrecks . It is described methods and technology of underwater surveys and some snapshots.

1. Краткое описание.

Целью работы являлось проведение видеомониторинга подводных объектов и прилегающих участках дна на мелководье с помощью телеуправляемых аппаратов (ТПА) в Российском секторе Азовского и Черного морей. Экспедиция проводилась Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН в рамках госконтракта между МЧС РФ и ИО РАН на НИС «Денеб».

В проведенной работе выполнены следующие поставленные задачи:

- проведены визуальные обследования подводных объектов с помощью ТПА «Гном»;

- составлены  акты визуального осмотра подводных объектов.

На этапе подготовки к проведению работы проводился анализ сведений о районах вероятного затопления подводных потенциально опасных объектов (ППОО) в Черном и Азовском морях, а также подготовка и настройка аппаратуры.

На этапе экспедиционных работ проводились морские исследования в мелководных районах с борта научно-исследовательского судна «Денеб», на глубинах до 40 м, обследование дна и подводных объектов с использованием телеуправляемых подводных аппаратов ГНОМ.

2.Методика и технология проведения работ.

                В каждом районе вначале производится поиск с использованием геофизической и навигационной аппаратуры (гидролокаторы бокового обзора, акустический профилограф, магнитометры, система спутниковой навигации).

                В случае если затопленные объекты находятся в узких заливах (бухтах) или на мелководье, куда судно подойти не может, то их поиск и обследование производится с использованием вспомогательных плавсредств – моторных лодок и катеров.

                Для определения гидрологической обстановки в районе поиска ППОО проводятся измерения скорости и направления течений методом CTD-зондирования.

                Координаты, обнаруженных в ходе съемки объектов, оперативно фиксировались оператором. Для подтверждения факта обнаружения объектов и уточнения координат их места, после окончания основной съемки в районе проводилась дополнительная съемка на галсах пересекающих основной маршрут съемки в местах, где были обнаружены объекты.

                В случае отсутствия, по данным геофизической съемки, в районе объектов техногенного происхождения, которые могли бы быть идентифицированы как ППОО.

                В случае обнаружения с помощью геофизической аппаратуры в районе объектов техногенного характера, которые могут быть идентифицированы как ППОО, проводился допоиск, обследование и идентификация каждого объекта с помощью  ТПА и кабельных привязных видеокамер.

                Все забортные работы сопровождаются непрерывным измерением глубин судовым эхолотом, а навигационная привязка обеспечивается дифференциальной системой космической навигации DGPS.

                3. Технические средства и силы для проведения работ.

Оборудование для обследования и идентификации ППОО.

Для обследования и идентификации ППОО в соответствии с ТЗ использовалось следующее специальное оборудование:

- научно-исследовательское судно «Денеб» (судовладелец Южное отделение ИО РАН), имеющие разрешения на проведение научных работ в Российском секторе Черного и Азовского морей в 2011г.  (Рис.1)

Рис 1. Научно-исследовательское судно «Денеб».

- подводный телеуправляемый аппарат «Гном» (Рис.2).   

 Рис 2. Телеуправляемый подводный аппарат «Гном» на борту НИС «Денеб».         

3.  Как проводились осмотры подводных объектов.

Дата: 17 июля 2011 года.

Место: Азовское море.

                Погодные условия: Т воздуха – 28 °С; ветер северо-западный, 3 м/с; скорость течения – 1 узел; прозрачность воды в придонном слое – 2 м.  По GPS координатам НИС «Денеб» был установлен на якорь в месте предполагаемого нахождения объекта. По данным лоцманских карт в этом месте может находиться затонувшее судно. Погружение подводного робота «ГНОМ» производилось в районе кормы НИС «Денеб». На глубине 9,8 м аппарат достиг дна. В 50 м от точки начала обследования обнаружен техногенный объект. Объект, сильно обросший ракушечником, напоминает элемент судна. Просматривается решетка и фрагмент леера. Приблизительный размер объекта: ширина 1,5 м, длина 3 м, высота над грунтом 1 м. По данным архивов на этом месте находилось затонувшее судно, которое было извлечено из воды. Оставшиеся фрагменты движению судов не мешают.

 

Дата: 21 июля 2011 года.

Место: Черное море

Погодные условия: Т воздуха – 29 °С; ветер южный, 3 м/с; скорость течения – 1 узел; прозрачность воды в придонном слое – 7 м.

Описание: по GPS координатам НИС «Денеб» установлен на якорь в месте предполагаемого нахождения объекта. Погружение подводного робота «ГНОМ» производилось в районе кормы НИС «Денеб». На глубине 22,5 м аппарат достиг дна. Выход на объект происходит в 30 м от точки погружения. По первым признакам объект является затонувшим судном. В носовой части четко просматривается якорная лебедка и другие механизмы. Обследование продолжается по правому борту в сторону кормы. Судно развалилось на несколько частей. Причиной затопления, вероятно, является бомбовый удар. Отдельные части разбросаны по дну в радиусе 150 м. Куски обшивки оторваны и вывернуты наружу. Сохранился аварийный штурвал. Шторм трап расположен горизонтально, по отношению к поверхности дна, эта часть судна лежит на левом борту. Табличку с названием судна найти не удалось, поверхность корпуса сильно обросла ракушечником. По правому борту в районе миделя имеются пробоины, из чего можно сделать вывод о том, что судно затонуло в период ВОВ. Оружия, боеприпасов и других опасных грузов не обнаружено. Общая площадь обследования составила 160 кв.м.

Дата: 21 июля 2011 года

Место: Черное море

Погодные условия: Т воздуха – 31 °С; ветер южный, 2 м/с; скорость течения – 1 узел; прозрачность воды в придонном слое – 7 м.

Описание: по GPS координатам НИС «Денеб» установлен на якорь в месте предполагаемого нахождения объекта. Погружение ТПА «ГНОМ» производилось в районе кормы НИС «Денеб». На глубине 26,6 м аппарат достиг дна. Выход на объект происходит в 15 м от точки погружения. По первым признакам объект является строительной фермой для установки плавучего крана. Обследование начинается по правой стороне, относительно точки погружения. Конструкция цела, видимых повреждений нет. Причиной затопления, вероятно, явился шторм, следствием чего стало падение фермы со строительной платформы. Поверхность фермы сильно обросла ракушечником. В прилегающем районе дно чистое.

Описание: по GPS координатам НИС «Денеб» установлен на якорь в месте предполагаемого нахождения объекта. Погружение подводного аппарата «ГНОМ» производилось в районе кормы НИС «Денеб». На глубине 25,6 м аппарат достиг дна. Объект обнаружен в точке погружения. По первым признакам объект является затонувшим судном, вероятно не самоходной баржей для перевозки жидких грузов. Судно сильно вросло в грунт, из-за чего определить борта не удалось. Причина затопления также не ясна. Хорошо просматриваются отдельные части, расположенные на главной палубе. Это кнехты, магистральные трубопроводы, палубная надстройка, канаты (тросы), воздухозаборные решетки. Поверхность сильно обросла ракушечником. Предположительный размер судна: длина 200 м, ширина 30 м. Оружия, боеприпасов и других опасных грузов не обнаружено. Общая площадь обследования составила 250 кв.м.

Дата: 21 июля 2011 года

Место: Черное море

Погодные условия: Т воздуха – 34 °С; ветер юго-восточный, 3 м/с; скорость течения – 1 узел; прозрачность воды в придонном слое – 7 м.

Описание: по GPS координатам НИС «Денеб» установлен на якорь в месте предполагаемого нахождения объекта. Подводный робот ГНОМ погружался в районе кормы НИС «Денеб». На глубине 19,2 м аппарат достиг дна. Объект обнаружен в точке погружения. Обследование начинается в районе носовой части объекта, долее по левому борту в сторону кормы. По первым признакам объект является затонувшим судном, вероятно, нефтеналивным танкером. На главной палубе просматриваются заливные горловины и устройства для перекачки нефти. Корпус судна сильно пострадал от коррозии. На поверхности имеются рыболовецкие сети, вероятно, брошенные рыбаками после зацепления за судно. Внутри опасных грузов не наблюдается. Причина затопления не ясна. Поверхность сильно обросла ракушечником. Предположительный размер судна: длина 80 м, ширина 15 м. Дно в районе обследования чистое. Оружия, боеприпасов и других опасных грузов не обнаружено. Общая площадь обследования составила 100 кв.м.

Место: Черное море

Погодные условия: Т воздуха – 33 °С; ветер юго-восточный, 3 м/с; скорость течения – 3 узла; прозрачность воды в придонном слое – 5 м.

Описание: по GPS координатам НИС «Денеб» установлен на якорь в месте предполагаемого нахождения объекта. Погружение ТПА «ГНОМ» производилось в районе кормы НИС «Денеб». На глубине 14 м аппарат достиг дна. Объект обнаружен в точке погружения. Обследование начинается в районе носовой части объекта, долее по левому борту в сторону кормы. По первым признакам объект является затонувшим буксиром. Просматриваются буксирные дуги, буксировочные устройства, кнехты, катушка для буксировочного троса. Судно лежит на правом борту с креном, примерно в 30°, по отношению к поверхности дна. Причина затопления не ясна. Предположительный размер судна: длина 50 м, ширина 7 м. Дно в районе обследования чистое. Оружия, боеприпасов и других опасных грузов не обнаружено. Из-за сильного течения более подробно обследовать судно не удалось. Общая площадь обследования составила 60 кв.м.

Дата: 27 июля 2011 года

Место: Черное море

Погодные условия: Т воздуха – 33 °С; ветер восточный, 4 м/с; скорость течения – 1 узел; прозрачность воды в придонном слое – 6 м.

Описание: по GPS координатам НИС «Денеб» установлен на якорь в месте предполагаемого нахождения объекта. Погружение ТПА «ГНОМ» производилось в районе кормы НИС «Денеб». На глубине 37,2 м аппарат достиг дна. Объект обнаружен в 30 м от точки погружения. Обследование начинается в районе выхода на объект, далее по правой части, относительно точки погружения, вдоль объекта. Объект имеет прямоугольную форму, по первым признакам является затонувшей, не самоходной платформой. Поверхность обросла ракушечником, никаких фрагментов нет. В кормовой, предположительно, имеется надстройка, напоминающая на рубку. Корпус надстройки сильно подвергся коррозии и имеет отверстия, похожие на пробоины от снарядов. Корпус к низу не значительно сужается. Нижняя часть корпуса сильно вросла в грунт, однако удалось рассмотреть амортизирующее устройство, предназначение которого осталось не ясным. В носовой, предположительно, части обнаружены остатки рыболовных сетей. Рядом с корпусом по правому борту лежат тросы. В районе нахождения объекта опасных грузов не наблюдается, дно чистое. Причина затопления не ясна. Предположительный размер платформы: длина 60 м, ширина 20 м. Оружия, боеприпасов и других опасных грузов не обнаружено. Общая площадь обследования составила 80 кв.м.

Заключение.

Проведены поисково-осмотровые подводные  работы в Азовском и Черном морях на глубинах до 50м с использованием гидролокатора бокового обзора и мини ТПА ГНОМ, обработаны и проанализированы полученные материалы.

Обследовано 15 районов, идентифицировано 8 объектов, из которых 5 являются затонувшими судами.

Обнаруженные по результатам поиска объекты были обследованы визуально. Подтверждено нахождение 8 объектов, 5 из которых идентифицированы как затонувшие суда.

Боеприпасы и опасные грузы в обследованных ППОО не обнаружены.